Гора Чумбылат

19.09.11

Гора Чумбылат В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.

Наслышанные много из истории про богатыря Чумбылата, однажды мы решили съездить на гору Чумбылат в Советском районе Кировской области с родителями. Точной дороги мы не знали. Отец расспросил соседа-музыканта Каменщикова Евгения, который часто ездил туда на марийские праздники. Он ему объяснил дорогу.

И вот мы решили поехать. Поехали мы через п. Сернур по трассе Сернур - Советск. По дороге нам встретились интересные названия рек и деревень. Например река Пузя, д.Васичи, д.Муша, д. Куськино, р.Чукша. Гора Чумбылат Гора Чумбылат

Доехали мы до поворота на Чимбулатский карьер, и повернули направо, проехали деревни Дубовая, Долбилово, и доехали до самого карьера. На воротах было написано: «Опасно. Посторонним вход воспрещен». Но отец почему то подумал, что эта дорога ведет на гору, и въехал прямо в карьер, где добывали камни. Людей нигде не было видно, но все оборудование работало. Тут мы поехали на другой конец, но дороги так и не нашли. Дальше мы встретили водителя камаза и расспросили его о том как нам доехать до горы Чумбылат, но он толком не знал, где это находится и смутно объяснил как ехать. Но суть была в том, что надо выехать из каменоломни и обогнуть карьер. Мы сели в машину и выехали из карьера. Дальше мы встретили еще одного водителя камаза и спросили его о том, как нам доехать. Он сказал, что нам надо в сторону деревни Долбилово. Мы поблагодарили его и двинулись в эту деревню. Доехав до деревни, повернули направо, но тут дороги расходились, а спросить было некого, деревня будто вымерла. Кое как мы нашли одного жителя Долбилово ( PS: название соответствует себе), и он нам объяснил, что нам надо было ехать совсем в противоположную сторону по проселочной дороге. А путь на гору мы найдем по связанным по пути пакетам. Тут мы не раз вспомнили нашего соседа Камещикова Евгения…

Мы развернулись и поехали в противоположную сторону, обогнув карьер. Вид был очень красивый. Гора Чумбылат Гора Чумбылат По пути мы так и не видели никаких привязанных пакетов, но поехали наугад можно сказать, доехав до заказника мы уткнулись на скалы Вятского увала, полные загадочными пещерами, вдоль которой течет река Немда. Гора Чумбылат Гора ЧумбылатМы подумали, что это и есть гора Чумбылат, но не тут то было. Тут отдыхали туристы с палатками. Расспросив отдыхающих мы узнали, что это не гора Чумбылат, а она находится по дороге левее в молельной роще. Местность была очень красивая и приятная для отдыха.

Спустившись к реке можно увидеть чистую воду и много плавающих в нем рыб. Гора ЧумбылатГора ЧумбылатРека широкая метров 30, а по другую сторону берега скала высотой 50 метров. В этой скале виднеются много входов в пещеры. По правую сторону раскинута зеленая равнина, а по левую – лес ( там и находится гора Чумбылат). Рассмотрев местность мы поехали в рощу.

В роще оборудовано место для моления. Гора Чумбылат Гора Чумбылат Дальше по дороге находится сама гора Чумбылат. Возле самой горы есть дерево желаний и камень желаний. Тут можно загадать самое сокровенное желание и положить монету в камень и также привязать ленточку на дерево. Чуть ниже идет крутая тропинка вниз к источнику,

Гора Чумбылат Гора Чумбылат Гора Чумбылат где берут воду. Этот источник впадает в реку Немду. Набрав воду, и поблагодарив общемарийского божества Немда Курык Кугызам, мы двинулись домой. Теперь мы уже знали путь.