История пояса марийского

История пояса марийского
Костюм жениха. Середина XIX – начало XX в. Семипалатинская губерния. Старообрядцы. Собрание Российского этнографического музея.

История поясов в многонациональном государстве, которым является Россия, включает в себя культурные традиции многих народов. Народные костюмы имеют яркие особенности и различные истоки. Национальная специфика формируется через исторические связи, из сочетания которых и рождается национальное своеобразие.

В прошлом российской культуры нет малозначимых элементов, и все народы, существующие и ушедшие, вносят в нее свой уникальный вклад.




Пояса марийские

Марийцы относятся к народам финноугорской группы, которым присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки . Этническое развитие марийцев протекало в тесном контакте с соседними народами - волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах XVI века - русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры.

Мужская одежда марийцев состояла из портов, рубахи туникообразного кроя, а также штанов, кафтанов, тулупов и шубы. Рубахи имели либо правый, либо левый асимметричный грудной разрез, но встречаются и с центральным грудным разрезом.

Рубаху и верхнюю одежду обязательно подвязывали поясом, к которому подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т. д. К поясу же прилаживали и привески-.обереги. Помимо различных тканых поясов из шерстяных, шелковых и конопляных ниток, у марийцев бытовали и кожаные ремни. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.

История пояса марийского
Праздничный костюм замужней женщины. Вторая половина XIX в. Казанская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.
Женская одежда состояла из рубахи и штанов, заимствованных мордвой еще в древности у их тюркских соседей. Поверх рубахи надевался «шовыр» - холщевый балахон с вышивкой, а также суконный распашной кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами, которые подразделялись на повседневные и праздничные.

Будничные пояса длиной 200-250 см и шириной 2-4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. Широкий пояс ткали на станке, а узкий - на бердышке с помощью квадратных дощечек.

Длинные пояса оборачивались вокруг талии дважды. На концы поясов пришивались кисти, бусы, монеты, бисер, пуговицы. Из южной Сибири пришла восходящая к неолиту традиция расшивать пояса раковинами каури. К поясам привешивались кошельки для хранения денег, ниток, иголок и т. п. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота yштo). С конца XIX века в марийском костюме, как и в русском, появляются яркие фабричные кушаки.

История пояса марийского
Женский праздничный костюм. Марийцы (черемисы). Начало XX в. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески - однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У луговых мариек поясные подвески сохранялись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.

Женский марийский костюм обильно украшался бисером, раковинами раковинами каури, блестками и монетами. Последние заменяли использовавшиеся в древности металлические украшения. Весь этот декор разительно отличал марийскую одежду от русского костюма.



Материал по истории поясов собран и обработан по заказу фирмы «Олио Рости» доктором искусствоведения, профессором РГГУ В.Г. Белозёровой.

Читайте также

 
Подняться вверх
Используются технологии uCoz